Сборник технических статей

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Метрология, стандартизация и сертификация Закон РФ «Об обеспечении единства измерений» от 28.04.93 № 4871-1

Закон РФ «Об обеспечении единства измерений» от 28.04.93 № 4871-1

Печать

Обеспечение единства измерений во все времена и повсеместно было важнейшей государственной задачей. Главные метрологические принципы — сравнение и достоверность — были заложены еще в Библии. Одной из основных задач Комиссии мер и весов, образованной в России в 1736 г., была организация поверочного дела в стране. Эта задача была успешно решена.

В советское время единство измерений в стране осуществлялось централизованным управлением, вписывавшимся в общий принцип управления народным хозяйством. Все средства измерений находились под тотальным государственным надзором. Это требовало значительных затрат, но и определяло достаточно высокий уровень поддержания единства измерений.

Переход к рыночным отношениям поставил перед метрологами задачу создания средств измерений, методы поверки и калибровки которых были бы адекватны зарубежным, а также создания определенных условий для участников измерительного дела, когда они вынуждены выполнять установленный государством регламент метрологических работ. Такой подход требовал перевода Российской системы измерений (РСИ) на законодательный принцип управления.

В апреле 1993 г. был принят закон РФ «Об обеспечении единства измерений» № 4871 — 1, сферой действия которого и явилась Российская система измерений. Она представляет собой организационное и функциональное объединение участников измерительного дела на определенной законодательной, научной и технической основе.

В соответствии с этим законом государственное управление деятельностью по обеспечению единства измерений в Российской Федерации осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России). В компетенции Госстандарта России следующие основные функции:

  • установление правил создания, утверждения, хранения и применения эталонов единиц величин;
  • осуществление государственного метрологического контроля и надзора;
  • руководство деятельностью Государственной метрологической службы и иных государственных служб обеспечения единства измерений.

Кроме того, данным законом определяется около двадцати функций государственного управления, в числе которых:

  • утверждение нормативных документов по обеспечению единства измерений;
  • утверждение государственных эталонов, которые находятся в ведении Госстандарта России;
  • отнесение технических устройств к средствам измерений;
  • организация деятельности государственных научных метрологических центров (ГНМЦ), государственной метрологической службы (ГМС) и ее органов, государственной службы времени и частоты (ГСВЧ), государственной службы стандартных образцов (ГССО), государственной службы стандартных справочных данных (ГСССД), координация их деятельности;
  • аккредитация государственных центров испытаний средств измерений;
  • утверждение типа средства измерений;
  • ведение государственного реестра средств измерений;
  • аккредитация метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений. Данный закон устанавливает три вида государственного метрологического контроля: • утверждение типа средств измерений;
  • поверка средств измерений, в том числе эталонов;
  • лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений.

Данный закон устанавливает также три вида государственного метрологического надзора:

  • за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм;
  • количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций;
  • количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже.

Полномочия государственных инспекторов по применению правовых мер, в частности запрещение применения и выпуска в обращение средств измерений, гашение клейм, аннулирование свидетельств и другие, носят исключительно пресекательный или предупредительный характер и не направлены против конкретных лиц-нарушителей.

Основная трудность при определении мер за метрологические нарушения заключается в том, что в большинстве случаев санкции могут быть предусмотрены только за сам факт нарушения (например, за применение неповеренного прибора, просрочку лицензии), но не за последствия этих нарушений (например, взрыв, авария и др.). Последствия наступают, как правило, позднее, иногда с большим отрывом по времени, и на практике трудно, а порой невозможно выявить причинную зависимость между ними и совершенным нарушением. Мера ответственности должна быть в большинстве случаев адекватна тяжести нарушения и не может быть соотнесена с возможными последствиями.

Как уже было отмечено, данный закон разделил сферы государственных интересов и рынка.

Государственный метрологический контроль и надзор в сфере свободных рыночных отношений не действует, но задача обеспечения единства измерений должна решаться и в этой сфере. Предлагается сертификация и калибровка средств измерений. В этих сферах между производителем и потребителем средств измерений также необходимо третье независимое лицо. В случае сертификации третье лицо, выдающее сертификат соответствия, подтверждает технический уровень и качество изготовления приборной продукции. С другой стороны, оно выступает для потребителя некоторым гарантом этого качества.

Следует добавить, что сертификация средств измерений как добровольная процедура по выбору сертифицируемых параметров и объему работ диктуется заявителем.

Калибровка средств измерений (подтверждение метрологической пригодности СИ) — также добровольная процедура. В основном она распространяется на внутренние технологические процессы в промышленном производстве. Калибровке могут подвергаться также средства измерений, используемые в быту. Однако к юридическим лицам, выполняющим калибровочные работы, предъявляются определенные государственные требования: лаборатории должны отвечать квалификационным требованиям к площадям, оборудованию, персоналу, наличию нормативных документов. Необходимо подключение используемых в процессе калибровки технических средств к государственным эталонам, поверочным схемам.

Создание системы калибровки, полностью соответствующей международным нормам, позволит России вступить в Европейскую кооперацию по Аккредитации (ЕА) и создаст условия для взаимного признания результатов метрологической деятельности всех участников системы.

Данным законом установлено, что федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, а также предприятия, организации, учреждения, являющиеся юридическими лицами, создают в необходимых случаях в установленном порядке метрологические службы для выполнения работ по обеспечению единства и требуемой точности измерений и осуществления метрологического контроля и надзора.

При выполнении работ в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора, предусмотренных данным законом, создание метрологических служб или иных организационных структур по обеспечению единства измерений является обязательным. К таким сферам относятся здравоохранение; ветеринария; охрана окружающей среды; обеспечение безопасности труда; торговые операции и взаимные расчеты между покупателем и продавцом; государственные учетные операции; обеспечение обороны государства; геодезические и гидрометеорологические работы; банковские, налоговые, таможенные и почтовые операции; производство продукции, поставляемой по контрактам для государственных нужд; испытания и контроль качества продукции в целях определения соответствия обязательным требованиям государственных стандартов Российской Федерации; обязательная сертификация продукции и услуг; измерения, проводимые по поручению органов суда, прокуратуры, арбитражного суда, федеральных органов исполнительной власти Российской федерации.

В своей деятельности метрологические службы федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц руководствуются законодательством Российской Федерации; постановлениями Правительства РФ; актами, принятыми администрациями автономной области, автономного округа, края, области или города; нормативными документами государственной системы обеспечения единства измерений; постановлениями Госстандарта России.

Права и обязанности структурных подразделений метрологической службы в центральном аппарате, головных и базовых организациях метрологической службы, а также на предприятиях и организациях определяются положением о метрологической службе федерального органа власти или юридического лица (концерна, ассоциации и т.д.), утверждаемыми их руководителями.

Головные и базовые организации метрологической службы подлежат аккредитации, которую проводят федеральные органы исполнительной власти с привлечением специалистов государственной метрологической службы, находящейся в ведении Госстандарта России.

Научно-методическое руководство работами по аккредитации головных и базовых организаций осуществляет ВНИИМС — главный центр метрологической службы, который по материалам аккредитации ведет регистрацию головных и базовых организаций метрологической службы федеральных органов исполнительной власти и объединений юридических лиц.

Метрологические службы предприятий могут быть аккредитованы на право калибровки средств измерений на основе договоров, заключаемых с государственными научно-метрологическими центрами или другими органами государственной метрологической службы.